Ремонт и диагностика основных неисправностей генератора

Советы автомобилистам
0
808
Столкнувшись с первыми признаками неисправности генератора на собственном автомобиле, мы решили уделить внимание этой теме в отдельной статье посвящённой ремонту и диагностике генератора.

Ремонт и диагностика основных неисправностей генератора


Нагрузка бортовой сети современного автомобиля гораздо больше, чем его аналога 80-90-х годов прошлого столетия. Появляются новые вспомогательные электронные системы, опции, повышающие комфорт водителя и пассажиров, — все это приводит к повышению расхода не только средств, но и электроэнергии. Между тем конструкция основного ее «поставщика», генератора, уже много лет остается практически неизменной. Как, собственно, и проблемы, возникающие с этим агрегатом время от времени.

Как известно, генератор — это по сути «электродвигатель наоборот». Действительно, он преобразует механическую энергию в электрическую. Как правило, механическую энергию (вращение) генератор получает от двигателя внутреннего сгорания через ременную передачу (здесь и далее будем говорить о традиционных конструкциях автомобилей, оставив в стороне гибридные и прочие новинки). Когда-то процесс подзарядки АКБ контролировали по показаниям ампер- и вольтметра на щитке приборов, но сегодня за это отвечает всего один индикатор.

Есть контакт

Контрольная лампа зарядки должна загораться одновременно с включением зажигания и гаснуть после пуска двигателя. Если она не загорается в принципе, это чаще всего свидетельствует о неисправности самой лампы, плохом контакте проводов или щеток генератора. Но гораздо чаще приходится сталкиваться с другими симптомами: индикатор мигает или горит при работающем моторе. Это свидетельствует о наличии проблем с подзарядкой, коих может быть множество.

Оценить работоспособность генератора в первом приближении можно, замерив напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Если вольтметр покажет примерно 14В, то скорее всего все в порядке. При превышении этого значения на холостом ходу или чуть более высоких оборотах коленвала необходимо, не откладывая, разобраться в причинах. Перезарядка может быстро вывести из строя аккумулятор, серьезно увеличив таким образом стоимость приведения автомобиля в исправное состояние. Недозарядка менее критична, но попытки ее игнорировать приведут к быстрому разряду АКБ.

Ремонт и диагностика основных неисправностей генератора


Другая частая неисправность связана не столько с генератором, сколько с его приводом — ремнем. Проскальзывание ремня по шкивам нетрудно определить по характерному писку или свисту, часто при этом на холостых оборотах мигает индикатор подзарядки. На отечественных автомобилях эта проблема незначительная — достаточно открутить гайку крепления генератора и натянуть ремень вручную. Однако на иномарках уже давно используют автоматические натяжители, которые, понятное дело, имеют определенный ресурс. Поменять их не так просто, да и деталь не копеечная.

Но, заслышав свист ремня, не спешите бежать за новым натяжителем. Иногда подобные звуки возникают при попадании мелких абразивных частиц в ручейки ремня. Такое происходит довольно часто, причем абразив настолько плотно «вгрызается» в поверхность ремня, что удалить его невозможно ни продувкой, ни автохимией.

Виновата механика

Случается, что при работе двигателя в районе генератора слышен не свист, а равномерный гул. Его причиной чаще всего становится износ механической части этого узла — подшипников ротора. Если люфт в них велик, появятся и перебои с зарядкой АКБ, поскольку в этом случае нарушается нормальное прилегание щеток к коллектору.

Отказавший или неисправный генератор оставляет возможность своим ходом добраться до места ремонта. Чтобы максимально увеличить пробег на энергии АКБ, следует отключить ненужные потребители тока — обогревы, фары (естественно, не ночью и не в тоннеле), аудиосистему. Как правило, «диагноз» квалифицированный электрик ставит быстро. Но, если генератор достаточно старый и в руках сервисменов не был «с рождения», лучше отдать его в полную переборку или сдать в обмен на восстановленный. В противном случае не исключено, что вмешательство специалистов потребуется вновь и вновь.

Видео ремонт и диагностика генераторов ВАЗ:


Комментарии к видео