Новая волна русского тюнинга

Это интересно
0
1 009
Время летит с головокружительной скоростью. Кажется, еще недавно 7-летняя иномарка была пределом мечтаний большинства автовладельцев; заграничная 3-летка считалась признаком “сладкой жизни”, а тюнинг российских автомобилей был лишь способом дополнительного заработка немногочисленных спортивных команд. Не прошло и 10 лет, как ситуация кардинально изменилась. Ездящие по нашим улицам Bentley, Ferrari и Lamborghini сегодня исчисляются уже сотнями, а “заряженные” продукты отечественного автопрома встречаются в автомобильном потоке ничуть не реже, чем серийные.

Несмотря на свою короткую историю, тюнинг отечественных автомобилей уже успел совершить несколько эволюционных витков. Начавшись с доработки двигателей и трансмиссий автомобилей “восьмого” семейства ВАЗ, он уже через несколько лет “вырос” из этих моделей и повернулся лицом к более свежему - “десятому”. “Восьмерки” и “девятки”, конечно, не были преданы забвению, но львиная доля технических инноваций предназначалась для более выгодных, с коммерческой точки зрения, ВАЗ 21103, - 2111 или - тюнинг 2112.

К тому же, эти автомобили позволяли сочетать значительные динамические показатели со вполне европейскими стандартами комфорта - в то время как тюнингованные ВАЗ 21083 или ВАЗ 21099, обладая почти спортивными техническими характеристиками, проигрывали более современным моделям в плане удобств для водителя и пассажиров. Таким образом, в тюнинге выработалась определенная градация: водители из числа бескомпромиссных “драйверов”, для которых скорость важнее комфорта, выбирают себе “восьмерку” или “девяносто девятую” и, с помощью тюнинга, строят себе гражданский спорткар, а те, для кого, наряду с возможностью лихо войти в поворот, важно и комфортное передвижение на машине, дорабатывают ВАЗы 21102-106.

Особняком стоят главный отечественный внедорожник - ВАЗ 2113 “Нива” и его непрямой потомок Chevrolet-Niva. За последнее 10-летие различные тюнинговые организации предложили “Ниве” ряд доработок, которые используются и по сей день - не совершенствуясь и практически не пополняясь новинками. Это можно объяснить уникальной особенностью “Нивы”: великолепные эксплуатационные качества предлагаются по весьма невысокой цене.

Новая волна русского тюнинга


Значительно увеличивать стоимость “российского джипа”, вкладываясь в его тюнинг, нецелесообразно - проще купить внедорожник зарубежного производства. Зато для “Шеви”, несмотря на то, что эта машина, в сознании потребителя, еще не вышла из разряда дорогих новинок, уже придумано довольно много бюджетных доработок, причем большинство из них направлено на увеличение комфорта.

Каждый год приносит на рынок тюнинга какую-нибудь яркую новинку. И хотя принятая на заре становления отечественного тюнинга классификация доработок действует и поныне, динамику, управляемость и внешний вид российских автомобилей сегодня улучшают совсем не так, как это делали несколько лет назад. Кроме моды на доработку определенных моделей, в тюнинге постоянно меняются приоритеты в выборе способов “зарядки” машины.

Двигатель

Первые способы доработки моторов отечественных машин пришли из автоспорта. Адаптированный для тюнинга вариант спортивной форсировки мотора представлял собой увеличение объема двигателя путем установки оригинального коленчатого вала с увеличенным ходом поршня. Шатуны и поршни подгонялись по массе с максимальной точностью: чтобы снизить дисбаланс и вибрации поршневой группы и, соответственно, - потери на трение и нагрузки на вкладыши. Параллельно с этим предлагались специальные распределительные валы с увеличенным подъемом кулачка.

При помощи разрезной шестерни привода распределительного вала подбирались оптимальные фазы газораспределения, затем полировались каналы выпуска газов и устанавливалась настроенная выпускная система с размерами труб, определенными путем сложных математических расчетов. Такой тюнинг стоил довольно больших денег, зато повышал мощность серийного автомобиля до 125 лошадиных сил. Постепенно эту методику как бы оттеснили на второй план более дешевые и эффективные, хотя и не столь технологичные способы “зарядить” мотор.

Современный тюнинг чаще заключается в установке воздушного фильтра нулевого сопротивления, обеспечивающего больший приток воздуха; импортной выпускной системы (REMUS или SEBRING), которой отлично удается поймать эффект резонанса выхлопных газов и улучшить с его помощью продувку цилиндров на такте выпуска. Более радикальный способ технического тюнинга - перепрограммирование инжектора, приносящее прибавку в мощности 10-20%.

Владельцам ВАЗ, которые желают выжать из своего автомобиля максимум возможностей, невзирая на снижение ресурса двигателя, сегодня могут предложить установку турбонагнетателя или баллона с закисью азота. Этот газ больше подойдет любителям уличных соревнований, ибо способен утроить мощность машины - но лишь на несколько десятков секунд. Зато турбина подарит активному водителю массу наслаждения, отработав каждый цент вложенных в нее денег - на высоких оборотах обычный вазовский автомобиль станет даже не волком, а настоящим львом в овечьей шкуре, способным сразиться за право быть первым у следующего светофора с любой иномаркой.

Управляемость

Трансмиссия автомобиля - это важнейший механизм в процессе реализации динамических характеристик двигателя. Любой автовладелец знает, что даже с относительно слабым мотором автомобиль может разгоняться динамично, но при условии правильного подбора передаточных чисел трансмиссии. Подробно изучив достоинства и недостатки КПП серийных автомобилей ВАЗ при подготовке спортивных автомобилей, многочисленные специалисты тюнинговых мастерских разработали комплексы мероприятий по модернизации механизма коробки передач. Эти программы применяются и по сей день на обычных “дорожных” автомобилях. Сегодня изобрести в области тюнинга коробки что-то новое просто нереально - все уже придумано.

Минимум, что можно сделать со стандартной коробкой передач, дабы увеличить динамику автомобиля, - заменить главную пару редуктора для изменения передаточного числа. В серийных автомобилях ВАЗ применяются передаточные числа “3,7-3,9”. Для повышения разгонной динамики тюнинговые фирмы устанавливают главные пары “4,1-4,3”. Владельцам вазовских автомобилей недостатки стандартной коробки передач хорошо известны: короткая, практически моментально “выкручиваемая” первая передача и слишком хорошо ощутимый “провал” между остальными.

Для устранения этих недостатков разработаны различные так называемые коммерческие ряды передач, с помощью которых трансмиссию можно настроить согласно пожеланиям владельца - увеличить время выбора передач, а кроме того, сгладить рывки и клевки кузова при переходе с одной передачи на другую. Любители сорваться со светофора могут с помощью коммерческого ряда повысить разгонную динамику, а те, кому важнее значение максимальной скорости, имеют возможность существенно повысить этот показатель: правда для этого коробку придется основательно “перетряхнуть” и добавить ей еще одну передачу, таким образом превратив из 5- в 6-ступенчатую.

Тюнинг одного узла автомобиля, по цепочке, ведет за собой усиление некоторых других. Так, например, в тюнинговой мастерской вместе с доработкой вазовской коробки рекомендуют заменить серийное сцепление на немецкое, фирмы LUK, которое, благодаря отличному качеству изготовления, способно переносить долговременные высокие нагрузки и гораздо больше подходит для работы в связке с “заряженной” КПП.

В тюнинге трансмиссии существует позиция, которую можно смело именовать бестселлером автомобилестроения - самоблокирующиеся дифференциалы. Эти устройства пользуются весьма высокой популярностью. Они незаменимы зимой, в условиях неоднородных покрытий: когда на небольшом участке дороги лед сменяется укатанным снегом, он - грязью и прочими атрибутами этого времени года.

Дифференциал работает как обычный, пока ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью. Стоит лишь одному из них забуксовать, как дифференциал мгновенно блокируется, и между ведущими колесами появляется жесткая связь. В результате проходимость автомобиля увеличивается, превращая его в заправский внедорожник. Впрочем, это не означает, что, установив устройство на “Оку”, можно записываться на участие в джиперском трофи-рейде: просто ни в глубокой грязи, ни на скользком льду автомобиль уже не будет беспомощным механизмом с бесполезно вращающимися колесами.

К тормозной системе тюнингованного автомобиля предъявляются особые требования. Диски и колодки должны обеспечивать ровное интенсивное торможение, сохранять свои свойства стабильными независимо от степени разогрева, не деформироваться и не разрушаться от многократных нагревов и охлаждений.

Специалисты обычно предлагают несколько вариантов доработки тормозов автомобилей ВАЗ. Первый - это установка вентилируемых 14-дюймовых тормозных дисков: например, отечественных или итальянской фирмы GRAF, в симбиозе с колодками АР Lockheed. Второй - замена задних барабанных тормозов на дисковые. Главное преимущество дисковых тормозов перед барабанными - в их высокой стабильности и энергоемкости. Задние дисковые тормоза как автомобилей ВАЗ, так и любых других, предназначены для снижения нагрузки на передние диски; он и обеспечивают более отчетливое торможение. Третий вариант - установка тюнинговых дисковых тормозов с 2 независимыми главными тормозными цилиндрами, устройством регулировки усилия в переднем и заднем контурах - тандемом, а также встроенным регулятором тормозных сил в заднем контуре типа TILTON (Англия).
В прошлом веке устройства, регулирующие тормозные силы между передними и задними осями автомобиля, были предназначены в первую очередь для спортивной езды - когда в силу особенностей прохождения поворотов на высокой скорости необходимо, чтобы задние тормоза срабатывали несколько раньше и сильнее, чем передние, однако сегодня эти приспособления доступны любому автовладельцу, который обратился в тюнинг-ателье.

Интерьер и внешность

В отличие от тюнинга иномарок, стилистические доработки отечественных автомобилей прежде всего носят утилитарную функцию. Специалисты по тюнингу утверждают, что комплекты пластикового обвеса в первую очередь являются хорошей защитой от абразивного воздействия грязи, соли и камней, и только во вторую улучшают аэродинамические показатели и внешний вид. Накладками закрываются пороги, которые на ВАЗах начинают гнить самыми первыми.

Новые бамперы увеличенного размера лучше защищают переднюю и заднюю части кузова. Расширители колесных арок прикрывают кромку крыла, наиболее подверженную воздействию песка, грязи и камней. С другой стороны, внешний стайлинг в значительной степени позволяет улучшить аэродинамику автомобиля. При создании нового облика дизайнер, как правило, ориентируется на тенденции мировой автомобильной моды, к которым, в свою очередь, предъявляются высокие требования по аэродинамике.

Внутреннее пространство ВАЗов просится в руки доработчиков не меньше, чем внешность, и тюнинговые фирмы регулярно получают заказы на полную переделку салона “восьмерки” или замену кресел в “десятке”. Впрочем, кроме исправления явных недоработок, в арсенале любой тюнинговой фирмы есть немало способов сделать самый неудачный из отечественных салонов красивее и удобнее, чем в самой крутой иномарке.

Комментарии к видео