НИВА - машина легенда

Это интересно
0
318
В 1977 году с конвейера ВАЗа сошли первые серийные экземпляры «Нивы». В те времена в мире не выпускалось ничего подобного, и поэтому высокая популярность данной модели (не только в нашей стране) была вполне закономерна.

НИВА - машина легенда


Отечественным конструкторам удалось совместить относительный комфорт легкового автомобиля и проходимость, достойную настоящего внедорожника. В конструкции были применены революционные по тем меркам постоянный полный привод, несущий кузов и пружинная подвеска. Итак, попробуем выделить сильные и слабые стороны данного внедорожника, про который одни говорят, что это прожорливая и шумная машина, а другие высоко ценят ремонтопригодность и невысокую в сравнении с импортными «проходимцами» цену.

Ржавеем быстро.

Ни для кого не секрет, что коррозионная стойкость кузовного железа вазовского производства, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В этом плане «Нива» не стала исключением, и поэтому особое внимание надо уделять кузову. Если сразу после покупки нового экземпляра не была проведена антикоррозийная обработка, то ржавчина не заставит себя долго ждать. Сначала она появится на стыке кузовных деталей и в рамке ветрового стекла, и если не принять соответствующих мер, то далее — везде. Также надо иметь в виду, что кузов под петлями задних дверей не окрашен и поэтому достаточно полно характеризует общее состояние всего железа. А слабое место длинных «Нив» — вставка, вваренная в центр кузова. Если вы используете машину для выездов на бездорожье, то для того, чтобы не столкнуться с серьезными проблемами, на автомобиль желательно установить качественный фаркоп. Суть дела в следующем: задняя буксирная проушина вварена в стык трех кузовных деталей, и поэтому при использовании ее по назначению, то есть для вытаскивания застрявшего автомобиля, даже при не очень сильном рывке кузовные детали могут «разъехаться». Подобных случаев зафиксировано немало, и, если вы вдруг увидите «Ниву» с непонятно каким образом развороченной задней частью кузова, знайте: ее просто неудачно дернули за буксировочную проушину. В основном же большинство неприятностей обусловлено режимом эксплуатации и естественным старением машины. Так, при езде с хорошей скоростью по «буеракам», особенно при установке жестких газонаполненных амортизаторов, частенько верхний кронштейн амортизатора с мясом вырывает из кузова, подобное происходит и с реактивной тягой. А еще надо посмотреть, нет ли трещин на лонжеронах, особенно в районе между пружиной подвески и кронштейном амортизатора. Но это все скорее исключения, чем правила, и в целом кузов достаточно прочен, к тому же отличается хорошей жесткостью на кручение.

Дизель не для всех.

Автомобиль комплектовался 1,6-литровым бензиновым агрегатом, практически идентичным «шестерочному» (ВАЗ-2106). С 1993 года предлагаются модификации этого двигателя объемом 1,7 и 1,8 л, некоторые из них — впрысковые. А вот дизельные версии (ВАЗ-21215), оснащенные 1,9-литровым силовым агрегатом Peugeot, поставлялись только на экспорт. Каких-либо типично «нивских» неисправностей моторы не имеют, и при отсутствии заводских дефектов и нормальной эксплуатации они способны «набегать» до первого капремонта 150 тыс. км. К недостаткам можно отнести высокий расход бензина в городском цикле, составляющий 12—15 литров, и отсутствие тяги «на низах», что отчасти компенсируется наличием понижающего ряда в раздаточной коробке. Характерная черта «Нивы» — повышенные вибрация и уровень шума в салоне. Основная причина вибрации — схема установки раздаточной коробки (сразу за коробкой передач, соединяется с последней через коротенький карданный вал, впоследствии у ВАЗ-21213 замененный на ШРУС). Помимо дискомфорта пассажиров, вибрация пагубно влияет на кузов и остальные элементы автомобиля. Например, ни на одной другой машине не наблюдается столь ярко выраженной способности к самопроизвольному раскручиванию всевозможных гаечек.

Не убий «раздатку»!

До 1992 года автомобили комплектовались четырехступенчатой механической КП, надежность которой нареканий не вызывала, а что касается появившейся позже пятиступенчатой, то это один из наиболее слабых узлов трансмиссии. Также некоторые проблемы могут возникнуть в результате неправильного обращения с рычагами раздаточной коробки. Необходимо помнить, что езда с заблокированным дифференциалом допускается лишь на бездорожье, хотя некоторые водители всерьез считают, что, включив блокировку, они улучшают поведение машины на скользкой дороге. Это заблуждение приводит к непрогнозируемому поведению автомобиля, особенно в повороте, и, кроме того, пагубно отражается на элементах трансмиссии. Что касается включения понижающего ряда передач, то его необходимо производить только при полной остановке, а обратное переключение допускается и при движении автомобиля. Редуктор заднего моста практически вечен, в то время как передний частенько доставляет неприятности своим хозяевам, то же можно сказать и о карданных шарнирах. Впрочем, карданы снабжены пресс-масленками, и если их регулярно шприцевать, то одним слабым узлом в трансмиссии будет меньше.

Крепкая ходовая

Независимая передняя подвеска заслуживает высоких похвал. В ней применены кованые рычаги, и, несмотря на то что шаровые опоры, крепящиеся в рычагах, унифицированы с заднеприводными ВАЗами, вы никогда не увидите «Ниву» с вырванной шаровой. ШРУСы передних колес долговечны и могут запросто выходить и до 150 тыс. км, если следить за их пыльниками. Зависимая задняя подвеска — беспроблемна, а замена тяг, удерживающих задний мост, требуется не ранее 60—80 тыс. км. Неудачными по конструкции являются «нивские» ступицы, в которых установлены по два однорядных подшипника вместо более надежного двухрядного. В конструкции тормозной системы применено нестандартное техническое решение: в суппортах передних тормозов находится дополнительный тормозной цилиндр — своеобразный третий контур, призванный сработать в случае нарушения целостности системы. Типичные неприятности тормозной системы — быстрый выход из строя рабочих цилиндров: их «клинит», и они перестают работать. А еще от старости сгнивает тройник задней тормозной магистрали, так что если из половинки бачка, отвечающей за задний контур, в непонятном направлении убежала жидкость, то стоит проверить состояние тройника.

Но качество...

Электрооборудование «Нивы» — тоже далеко не самая сильная ее сторона. С завидной регулярностью выходят из строя всевозможные датчики и реле, а на инжекторных машинах от сырости может «умереть» блок управления двигателем. Подводя итог, можно сказать следующее: «Нива» — машина особенная. Ради ее, не побоюсь этого слова, замечательных внедорожных качеств приходится жертвовать многим. Если исходить из того, что, как гласит поговорка, «в России нет дорог, в России есть направления», то для этих самых «направлений» «Нива» подходит как нельзя лучше. Жаль только, что качество комплектующих невысоко.

Разработка «Нивы» началась в первой половине 70-х годов. Наши автомобилестроители первыми в мире применили конструкцию с несущим кузовом, пружинной подвеской и постоянным полным приводом. Первые серийные экземпляры с индексом ВАЗ-2121 сошли с конвейера в 1977 году. Модель выпускалась 16 лет без каких-либо изменений. Впрочем, в конце 80-х в серию едва было не пошла амфибия ВАЗ-2122, но из-за финансовых и других трудностей наладить производство не удалось. В 1993-м был проведен первый рестайлинг, коснувшийся в первую очередь кузова, — новая модификация ВАЗ-21213 получила другую заднюю дверь и вертикальные фонари. Также изменился силовой агрегат — его объем был увеличен до 1,7 л. Вскорости появились инжекторные версии ВАЗ-21214 и удлиненные «трехдверки» 2129 и 2130, отличающиеся объемом двигателя. В 1996 году с конвейера сошли пятидверные модификации — 2131 и трехдверная «Фора» (21218), имеющая увеличенные на 30 см двери. Также на базе «Нивы» разработаны разнообразные снегоболотоходы, например «Бронто». Пятидверная версия «Нивы», получившая обозначение ВАЗ-2131, собирается в ОПП с 1996 года

Комментарии к видео