DAF - из пивной кружки - в подтяжки!

Это интересно
0
943
Территориально мы не слишком далеки - расстояние от Амстердама до нашего города приблизительно равно, скажем, до Свердловска. Но долгие годы судьба не слишком баловала наших соотечественников возможностью близкого знакомства с этой небольшой европейской страной.

Еще лет эдак двадцать назад слетать в Свердловск, Челябинск или Ташкент - пожалуйста, сколько угодно, а вот в Голландию... Когда я попал туда, то сразу же постарался реализовать свою давнишнюю мечту и побывать в городке Эйндховен, где расположен музей национального завода DAF. Да, того самого автозавода, чьи знаменитые скоростные тягачи-"турботвины" в середине восьмидесятых на гонках Париж-Дакар разгонялись до 200 км/ч! А легендарная продукция "милитэр" этого же завода! О совершенстве и качестве военных грузовиков DAF говорит уже то, что эта продукция голландского предприятия стояла на вооружении 12 стран, включая США и Канаду (а там ведь достаточный выбор и местных машин). В трансмиссии тягачей и броневиков использовали необычный бортовой привод, позволявший крутящий момент от двигателя передавать независимо колесам правого и левого бортов. Я помню, как меня, студента-дипломника, поразили публикации о дафовском тягаче с гидродинамической трансмиссией - это в конце пятидесятых. И дело даже не в трансмиссии. На снимке был представлен армейский вездеход с колесной формулой 6х6, но колес-то было восемь! За кабиной подвешены еще два - свободно вращающихся - колеса, они помогали преодолевать рвы и надолбы.

DAF - из пивной кружки - в подтяжки!


И все-таки не ради этой "экзотики" я так стремился попасть в музей. Причина была в небольшом легковом автомобильчике, выпущенном сорок лет назад и принесшем фирме всемирную известность. Короче говоря - мне очень хотелось увидеть автомобиль "на подтяжках".

Сначала было пиво

Оказалось, что музей принадлежит вовсе не фирме, а супружеской паре - Робу и Тине Ламмерсам. Они вложили в это невероятно трудное дело (а в экспозиции более 60 образцов продукции фирмы и около 40 советских и восточноевропейских грузовиков!) не только душу, но и деньги, и годы организаторской собирательской работы. Искать приходилось не только "автоветеранов" на колесах но, что еще труднее, и спонсоров - таких же, как они, фанатов-коллекционеров. Они сделали в конце концов то, что оказалось невозможным для самой фирмы.

Днем рождения фирмы принято считать 1 апреля 1928 года. Именно в этот день Арнольд Хюнгес, хозяин местной пивоварни (а в этом помещении ныне как раз и располагается почти вся экспозиция музея), уступив настойчивым просьбам своего механика-водителя Хуба ван Доорна, выделил ему и его брату Виму первый кредит в 10 тысяч гульденов на организацию предприятия под названием "Механический завод - ремонтная мастерская Хуба ван Доорна". Хозяин знал братьев, доверял им и, кроме финансового спонсорства, "одолжил" еще и громадный цех в придачу. Энергичные братья набрали в штат способных молодых людей, закупили оборудование и, начав с ремонта автомобилей, уже спустя пару лет решили выпускать прицепы и полуприцепы собственной разработки.

Oт прицепов - до авто

В 1932 году новая специфика отразилась и в новом названии - "Фабрика прицепов ван Доорна" (сокращенно ДАФ). Новому направлению фирма была верна почти три десятка лет - вплоть до 1950 года она производила прицепы и полуприцепы "всех мастей". А затем слово "Aanhangwagen" в названии (что означает "прицепы") сменилось на "Automobil". Фирма перешла к выпуску "взрослой" продукции. Именно спустя пять лет после окончания войны было начато производство грузовиков.

А в 1958 году братья ван Доорны решают начать выпуск легковушек и закладывают новый завод для реализации этого проекта. Почти через год, 23 марта две первые машины DAF-600 желтого цвета скатились с конвейера нового завода. Внешне эти малышки напоминали не то знаменитую гэдээровскую "тарахтелку" - "трабант", не то появившийся значительно позднее наш ЗАЗ 968 - они были маленькие , внешне весьма непритязательные и имели двухцилиндровый моторчик мощностью в 19 л.с. В Европе уже тогда наметилась тенденция к переднеприводным моделям. Голландский же ДАФ был выполнен в традициях классической компоновки, но в конструкции его имелись и революционные решения. Главное - автоматическая трансмиссия - клиноременный вариатор Variomatic, с которого и началось увлечение автоконструкторов бесступенчатыми передачами.

В подобных устройствах передаточное число изменяется благодаря раздвигающимся коническим шкивам. Их половинки сходятся или расходятся - в зависимости от числа оборотов двигателя, действия центробежного регулятора, нагрузки на него и все это, заметьте - без участия водителя. Диапазон изменения передаточных чисел вполне нормальный - в пределах 4,5 кратности. А вот поскольку в этой трансмиссии каждый ремень обслуживает свое ведущее колесо, то благодаря проскальзыванию ремней обеспечивается и эффект дифференциала. Облик автомобилей и название несколько менялись в продолжении выпуска: за моделью "600" последовал DAF 750 Daffodil (). Успех этих машин превзошел все ожидания - уже в 1964 году их выпуск достиг 100 тыс. в год. Все модели DAF - "33", "44", "55", "66" - есть в музее.

A после были Volvo и... музей

Основатель предприятия ушел из жизни в 1965 году, а через шесть лет ушел и Вим, на плечах которого долгие годы лежали все финансовые заботы автозавода. Они не дожили до неприятностей кризисного 1973 года, когда убытки от нереализованных автомобилей вынудили руководство DAF продать "легковой" завод фирме Volvo. Последняя модель, разработанная в содружестве с фирмой Michelotti, вышла уже с эмблемой Volvo под индексом "343".

"Вариоматиком" оборудованы все легковые автомобили ДАФ, а после вольвовского приобретения - и малые модели шведского предприятия. И все же через четверть века после появления первого "подтяжечного" автомобиля от клиноременной передачи отказались. Случилось это в 1984 году из-за увеличенного расхода топлива, вызванного проскальзыванием ремней, плохой приемистости, повышенной шумности и недостаточной долговечности самих ремней.

В зале музея стоит одна из первых двух легковых микролитражек DAF-600, выпущенная в день открытия завода и подаренная затем братьями мисс Смилдерс Бельен - единственной в то время в Голландии губернатору-женщине.

А финал добил меня окончательно - в "запаснике" стояли, дожидаясь реставрации, наши "Уралы" и "ЗИЛы", "ГАЗы" и "КрАЗы", "Москвичи", "Волги" и даже "Победа". Сиротливо приютился и малыш "ЗАЗ".

Комментарии к видео