Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками

Тюнинг Нивы
0
13 196
Решение принято - буду делать. За основу взят комплект газобаллонного оборудования Питерского завода "Компрессор"(194044 г.Санкт-Петербург, Б.Самсониевский пр. 64, тел. магазина 245-27-15). По материалам "газовой" конференции на www.auto.ru решено заменить редуктор на ГИГ (газовый инжектор Громыко). Привлекали восторженные характеристики пользователей по поводу динамических характеристик авто с установленным редуктором ГИГ. Могу сказать, что мои ожидания не обманулись. Динамика машинки великолепная! Пожалуй, что в некоторых режимах бежит лучше, чем на бензине.

Далее пошла продолжительная работа по установке. Все делал сам лично. Просто то, что я задумал, IMHO не будет делать ни один установочный центр, а если и будет, то за очень дополнительные $.


Перенос штатного глушителя.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Штатный резонатор выкидывается или используется как источник труб. Купил резонатор от Москвича 2141 и два хомута для обжимки. При поиске резонатора стоит выбирать не польский, а нормальный заводской, продолговатый.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Обрезал кусок приемной трубы, так, чтобы одетый на обрезанный конец резонатор, подходил вплотную к опоре раздаточной коробки. Следует сказать, что данное место, в переделанной конструкции выхлопной системы, меньше всего меня устраивает из-за слишком плотной "упаковки" узла. Когда все это делалось, казалось, что взаимное расположение деталей не будет столь критичным. Но был выбран вариант переделки без применения сварки, только ножовка и хомуты. Передняя кромка глушителя, при встрясках машины, может касаться болта крепления опоры раздатки. Решение проблемы - ниже.

Обрезал трубу, подходящую к штатному глушителю так, чтобы был прямой участок максимальной длины. После подвески глушителя на место, отпилил наискосок конец трубы, выходящей из глушителя, так, чтобы рычаг продольной устойчивости не доходил до этой трубы. Конец глушителя подвешивается через штатную резинку на конец кронштейна крепления приемной трубы, который прикручивается к продольному лонжерону и к концу которого, прикручен кусок металлической полосы, загнутой немного кверху. Выхлоп получается перед задним правым колесом.

P.S. Сейчас я бы, при переносе глушителя, расположил бы его подальше к заднему мосту. Перенос назад позволит посвободней расположить резонатор и глушитель и увеличит дорожный просвет в межколесном промежутке. Можно расположить резонатор после опоры раздаточной коробки. Для этого можно использовать часть трубы, отпиленной от штатного резонатора, и вставить ее между приемной трубой и резонатором. Сварка не понадобится. отодвинуть глушитель от резонатора подальше к заднему мосту. Резонатор можно сдвинуть вперед от опоры раздаточной коробки. вставка используется так же из трубы, отпиленной от штатного резонатора.

Подвеска баллона под днище

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


У меня установлен баллон АГ-50 (50 литров) обыкновенный, "совковый". Его диаметр 300мм. Длина 815мм. По моим прикидкам, должен нормально встать и баллон 65 литров. Он только немного длинней - 1023мм. Основная проблема с расположением баллона под днищем - это размещение мультиклапана. Для удобства доступа к нему, желательно направить его назад, но в этом случае мешает задний свес кузова. Сдвиг баллона вперед ограничен "колдуном" задних тормозов.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


На двух Нивах, привезенных из-за границы, я видел, что мультиклапан направлен вперед и доступа к нему практически нет. Но владельцы говорят: "А зачем?". Но я с этим не согласен. Может импортные мультики и понадёжней. чем "совковые", но с точки зрения безопасности, IMHO обязательно должна быть возможность для быстрого перекрытия клапанов на заправочной и расходной магистрали.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Для гарантирования положительного результата, необходимо все тщательно промерить, нарисовать в натуральную величину на бумаге и убедиться, что все разместиться нормально. Питерский мультиклапан относительно не большой, но все равно все получилось впритык.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Баллон подвешен на двух натягиваемых лентах. Для того, чтобы концы натяжных болтов не выходили в багажник, выточены удлиненные гайки в "тело" которых втягиваются концы болтов. Сверху в багажник выходят только шестигранные шляпки этих гаек. Вся подвеска внутри багажника проходит через металлические полосы толщиной 4мм, уложенные на пол багажника в отштампованные выемки. Для надежности баллон дополнительно закреплен страховочной скобой из полосы толщиной 4мм.

Для доступа к мультиклапану сверху, в полу багажника сделан люк. "Болгаркой выреза дыра. Для более точного расположения сначала вырезана небольшая дыра, а затем после уточнения - полноразмерная. Размеры люка выбраны такими. чтобы с помощью временного разворота баллона мультиклапаном вверх, облегчить монтаж и профилактику мультиклапана. После монтажа, баллон поворачивается в "рабочее" положение, т.е. для Питерского мультиклапана - мультик должен быть на 30 градусов от горизонта. При этом он скрывается под пол. К кромке дыры обязательно надо прикрутить болтами рамку из уголка т.к. пол багажника тонкостенный и довольно хлипкий и кромку надо укрепить. Крышка самодельная из листа дюралюминия и приклеенными резиновыми полосами для уплотнения.

Внешнее заправочное устройство

Обычно установщики внешнее заправочное устройство прикручивают куда-нибудь к бамперу, но меня такой вариант не устраивал. Где-нибудь в лесу снес бы пеньком. Поэтому было принято решение сделать лючок в заднем правом крыле. За основу взята "шестерочная" крышечка бензобака. Вырезал дыру в крыле. Уголки надрезал. Заранее просверлил отверстия для будущих заклепок. Кромки загнул внутрь. Стоит надрезать по линии сгиба резаком краску до металла, чтобы при загибании она не потрескалась и не отслоилась от металла.

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Из металла скроена коробка, которая приставлена изнутри и прикреплена к отбортовке заклепочником. К правой стороне коробки прикручена крышечка. Дырки, от "шестерочного" молдинга на крышечке, зашпаклеваны. Уголки отверстия в крыле закруглены шпаклевкой по форме крышки. Результат трудов покрыт сверху грунтовкой и краской из баллончика.

Прокладка расходной магистрали

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Расходная магистраль (медная трубка 8мм в диаметре) проложена по днищу, рядом с тормозными трубками под те же скобки/ Магистраль выходит под капот, слева от двигателя, вместе с тормозными и бензиновыми трубкам. Дальше магистраль идет над двигателем. Проходит под расширительный бачек и подходит в газовому клапану, закрепленному рядом с коммутатором под его болт крепления. При этом, на всякий случай, оставлен запас, закрученный спиралью.

Установка газового клапана

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


Газовый клапан установлен рядом с коммутатором и закреплен под его болт крепления. На фото хорошо видна спираль из запаса расходной магистрали.

Подключение испарителя ГИГ

Испаритель газа в ГИГе представляет собой резиновый шланг с протекающим тосолом, внутри которого проходит медная (говорят, что лучше нержавеющая) трубка с жидким газом. На выходе испарителя получается газ в газообразной фазе. Сам испаритель размещен так, что обхватывает бачек омывателей лобового стекла и фар и возвращается назад к редуктору. Тосол взял от блока подогрева заслонок карбюратора. Штатный шланг от правого штуцера блока подогрева снят и подключен к выходу испарителя. А дополнительный шланг соединяет начало испарителя с освободившимся штуцером. Испаритель прогревается быстро и нагревается довольно прилично. Зимой посмотрим, как эта конструкция себя ведет.


Подключение редуктора ГИГ

Редуктор ГИГ довольно малогабаритный и особых проблем с его размещением нет. Следует только учесть, что он должен быть максимально близко к карбюратору и месту забора вакуума. Некоторые пользователи ГИГа говорят, что редуктор довольно громко гудит и ставят его на резиновый амортизатор. Я пока не заметил громких звуков и закрепил на свободную шпильку.

Забор вакуума производится из трубки вакуумного усилителя тормозов с помощью шланга максимально возможного диаметра через самодельный тройник. Следует к его выбору подойти ответственно. Всё ж тормоза.

Подключение электромагнитной форсунки ГИГ

Установка газового оборудования на Нива 21213 своими руками


В системе ГИГ газ можно подавать не до, а после карбюратора. Это благоприятно сказывается на некоторых эксплуатационных характеристиках, например, на способность запуска холодного двигателя на газе. В инструкции на ГИГ так же сказано, что необходимо, при наличии, отключить систему рециркуляции выхлопных газов. Учитывая эти условия, была выбрана схема подачи газа через трубку системы рециркуляции выхлопных газов, которая заходит прямо во впускной коллектор, под карбюратор. Такое решение выбрал и AlexB. Трубка перепилена с помощью обрезка ножовочного полотна в районе после первого поворота от карбюратора. Когда она отходит от блока цилиндров. Ненужный конец отогнут. По отзывам эта трубка может быть забита грязью из выхлопной трубы. К этой трубке и подключается электромагнитная форсунка, второй конец которой подключается к редуктору.

По опыту эксплуатации и после консультации с коллегами, было принято решение об переносе места подачи газа до заслонок. Но об этом позже......

Установка блока управления

Блок управления установлен справа от рулевой колонки. Для удобства крепления пришлось его перевернуть и прикрутить саморезами крышку коробки к панели приборов, а затем уже блок к крышке. При этом перепаяны провода на переключателях ГАЗ и БЕНЗИН, т.к. они становятся перевернутыми. Штатная ручка регулятора довольно длинная и легко вращается. А блок расположен рядом с ручкой "подсоса", поэтому легко сбить настройку. Поэтому резистор регулятора передвинут на скобке поглубже в коробку и одета другая ручка. Пучок проводов от блока управления проходит под "бородой" направо и выходит в подкапотное пространство под катушкой зажигания. Пучок проводов желательно проложить внутри ПХВ-трубок для дополнительной защиты.

Дополнительно организована работа экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) при работе на газе. Установлено дополнительное реле, катушка которого подключается параллельно электромагнитному клапану ЭПХХ на карбюраторе. Контакты реле замыкают цепь от катушки зажигания до блока управления. Если двигатель перейдет в режим принудительного холостого хода, то реле выключится и прекратит подавать импульсы от катушки зажигания к блоку управления. При этом форсунка "запрется" и не будет подавать газ в карбюратор. Это влияет на экономию газа.

Установка бензинового клапана

Бензиновый клапан желательно установить максимально близко к карбюратору для уменьшения объема бензина, вырабатываемого при переключении на газ. У меня клапан никак не закреплен и просто висит на шлангах.

Комментарии к видео